Довольно частым явлением для владельцев автомобилей с установленным ГБО является загорающаяся кнопка «Check Engine», о том, что значит эта надпись и почему это происходит мы детально разбирались здесь. Сегодня же темой нашей статьи будет рассмотрение варианта решения одной из наиболее часто встречающихся проблем, которая может вызывать надпись «Check Engine» — выход из строя лямбды. Наиболее дешевым и распространенным решением этой проблемы является установка эмулятора лямбда зонда. Что же такое эмулятор лямбды и чем «обманка» помогает владельцу автомобиля с ГБО?
Что такое лямбда-зонд
Чтобы понять зачем использовать обманку лямбды (эмулятор катализатора) следует сперва разобраться в принципе работы самого зонда. Зачастую, современные автовладельцы не осознают того факта, насколько «умными» (компьютеризированными) стали их машины. Процесс этот шёл постепенно, от подсистемы к подсистеме — так, лямбда-зонд появился в серийных машинах ещё в прошлом веке. По сути лямбда — это такой специализированный датчик измерения кислорода, позволяющий определить его остаточное количество в выхлопе двигателя автомобиля.
На основании сигнала от этого датчика современные электронные блоки управления автомобиля (ЭБУ) принимают решение о том, насколько «бедной» или «богатой» (перенасыщенной кислородом либо топливом) является воздушно-топливная смесь, поступающая в цилиндры ДВС. При заводской настройке современных силовых агрегатов производители обычно ориентируются на так называемое «стехиометрическое» соотношение воздуха и топлива:
- для бензина ~14.7:1,
- для сжиженного газа ~15.4-15.6:1,
- для метана ~17.2:1
Это значение обеспечивает наиболее полное сгорание и минимальное содержание сопутствующих вредных газов в выхлопе.
При использовании ГБО проблема заключается в том, что автомобиль работает уже на другом топливе, а для его наиболее полного и эффективного сгорания требуется иное соотношение компонентов (газа и воздуха) в топливовоздушной смеси.
Разумеется большинство установщиков ГБО не утруждают себя настройкой ЭБУ автомобиля, сообщая ему о установленном ГБО. По прошествии нескольких десятков километром лямбда зонд, реагируя на изменение количества кислорода в выхлопе, подает сигнал о неисправности, ничего не знающему о установленном ГБО электронному блоку управления автомобилем. А тот, в свою очередь, автовладельцу, через загорающийся на панели приборов индикатор «Check Engine».
Для чего нужен эмулятор лямбды
Эмулятор — это система либо устройство, предназначенное для копирования (или же эмулирования) функций одной системы на другой. Причём эмулируемое поведение должно быть как можно ближе к поведению оригинального устройства.
Таким образом, электронный эмулятор лямбда зонда перехватывает и корректирует имеющийся сигнал от оригинального датчика кислорода таким образом, чтобы ЭБУ инжекторного двигателя не выдавал ошибки при работе автомобиля на газу. Обычно эмулятор лямбда-зонда устанавливается на автомобиль либо сразу во время монтажа ГБО, либо чуть позже, после обнаружения ошибки двигателя.
Эмуляторы «хорошие» и «плохие»
Важно понимать, что существуют как простые эмуляторы обманки лямбда зонда, так и достаточно сложные системы, занимающиеся корректировкой показаний штатного датчика кислорода. Задача первых, наиболее простых обманок лямбды, недопустить появления на индикаторе надписи «Check Engine», и создавать видимость исправной работы системы. А вот более продвинутые представители эмуляторов лямбды призваны перехватывать сигнал оригинального датчика, исправлять его, и передавать штатному ЭБУ уже откорректированный сигнал, улучшая тем самым работу всего автомобиля.
Разумеется, обманка лямбда зонда изготавливается из неких общих соображений, чтобы режимы работы двигателя были более-менее близки к оптимальным. Но «хороший» эмулятор делает это на основе реального сигнала от датчика, корректируя его в нужную сторону, согласно запрограммированным в эмуляторе алгоритмам. Также при этом учитывается специфика используемого оригинального датчика и фирма-производитель.
Установка эмулятора лямбды
Установка и подключение эмулятора лямбда зонда делается в подкапотном пространстве автомобиля, в местах, что защищены от действия высоких температур и попадания влаги. Кроме того, это место должно одновременно обеспечивать и лёгкость последующего доступа к устройству, ведь работу устройства нужно будет проконтролировать, а если потребуется — то и вносить корректировки. Обычно изготовители/установщики придерживаются следующей цветовой схемы подключения:
- синий проводник подключается к переключателю газ/бензин либо реле ( на провод должно подаваться +12v при работе автомобиля на газе);
- белый проводник подключается к ЭБУ автомобиля;
- сине-белый проводник подключается непосредственно к лямбда-зонду;
- чёрный проводник подключается на массу;
Алгоритм работы после установки
Когда двигатель машины переходит на газ (о чём эмулятор «узнаёт» по состоянию переключателя бензин/газ), происходит отключение штатного лямбда-зонда от ЭБУ автомобиля. При этом ЭБУ начинает получать подмененный сигнал с обманки, а эмулятор лямбда зонда отображает следующую индикацию:
- цвет зелёный — смесь «бедная»;
- цвет жёлтый — нормальное соотношение (промежуточное состояние);
- цвет красный — смесь «богатая»;
Когда же двигатель работает на «родном» топливе, сигнал от штатного лямбда-зонда проходит через эмулятор напрямую и без каких-либо изменений/корректировок поступает в электронный мозг автомобиля.
Сколько стоит обманка
ОТ $10 до $20, в зависимости от модели и магазина