Использование сжиженного газа в качестве автомобильного топлива получило распространение в виду главного фактора – экономичности. Газ на порядок дешевле традиционного в применении бензина. На чем же основан принцип работы ГБО, установленного в автомобиле? Давайте разбираться.
От простого до сложного
Системы газобаллонного оборудования, используемого в автотранспорте на данный момент насчитывают шесть поколений.
ГБО первого поколения имело только механические части и устанавливалось на карбюраторные двигатели. Уровень подачи газа регулировался вручную с помощью «винта жадности». Переключение топлива газ-бензин осуществлялось с помощью механической кнопки.
Второе поколение газобаллонного оборудования стало обладать автоматическим блоком управления подачи газа. Кнопка переключения ГБО 2 поколения позволяла осуществлять переход на газ при определенных заданных условиях. Несмотря на примитивность системы, второе поколение до сих пор считается традиционной системой, и устанавливается на двигатели с карбюраторами. ГБО второго поколения отличаются простотой установки и дешевизной в эксплуатации.
Третье поколение ГБО осталось практически незамеченным на территории стран СНГ. Оно мало чем отличалось от второго и предназначалось для двигателей с распределительным впрыском. Большинство таких авто производились за границей, а газовая система на такие автомобили устанавливалась сразу на конвейере. В СНГ таких машин было единицы.
Четвертое поколение газобаллонного оборудования на сегодня широко используется в автомобилях с инжекторными двигателями. Это современная система уже полностью основана на автоматической регулировке подачи газа через форсунки. Она дороже, чем ГБО второго поколения, но более удобна в эксплуатации, обладает надежностью и большей экономичностью в расходе газового топлива. Хотя справедливости ради стоит отметить, что в эксплуатации четвертое поколение обходится дороже, чем ГБО 2.
ГБО пятого и шестого поколения отличаются от предыдущих тем, что в таких системах используемый газ не переходит из жидкого состояния в газообразное, подается сразу через специальный насос, однако установка таких ГБО значительна по финансовым затратам, и на практике лишает использование газового топлива изначальных экономических преимуществ.
Принцип действия ГБО
В карбюраторных системах принцип работы ГБО напоминает бензиновую схему. Тут точно также происходит подача топливно-воздушной смеси в цилиндры через карбюратор. Только горючий состав формируется за счет используемого газа.
Что касается систем с подачей газа через инжектор, то тут газ поступает из газовых форсунок напрямую в ДВС. Регуляция подачи газа полностью контролируется электроникой по за ранее заданным параметрам. Схема впрыска газовой смеси в таком случае зависит от модификации инжектора.
Принцип работы ГБО 4 поколения заключается в следующем:
- при достижении необходимой температуты (обычно это 30-40 градусов) ЭБУ подает сигнал электромагнитному клапану на открытие;
- после открытия газ начинает поступать в редуктор, где преобразуется в парообразное состояние, и далее поступает в форсунки;
- ЭБУ подает кратковременные электрические импульсы на каждую форсунку в отдельности, тем самым регулируя подачу газо-воздушной смеси в ДВС;
- двигатель начинает работать на газу;
- датчик давления газа контролирует подачу топлива. В случае опустошения баллона или обрыва магистрали автомобиль переключится на работу на бензине. Водителю будет подан соответствующий сигнал через кнопку в салоне авто.
Для ГБО 1-2 поколения схема работы аналогична. Но процесс переключения с бензина на газ осуществляется непосредственно водителем в ручном режиме.