После того, как владелец переоборудует свой автомобиль на газобалонное обрудование, появляется ряд обязательств, в числе которых – регистрация газобаллонного оборудования (ГБО) в ГИБДД. Также будет необходимо пройти техосмотр, периодически менять фильтры, сливать конденсат, следить за техническим состоянием установленного дополнительно оборудования. Кроме этого в назначенные сроки надо будет производить освидетельствование баллона ГБО, что это, зачем нужно и как часто следует выполнять такую процедуру мы и поговорим сегодня.
В чем заключается техническое освидетельствование автомобильных баллонов
Данное мероприятие представляет собой ряд процедур, позволяющих оценить техническое состояние баллона. После проверки эксперт даст заключение о том, можно ли дальше эксплуатировать резервуар для газа или нет. Если баллон пригоден, об этом делаются пометки в предусмотренном законом документе. В зависимости от степени серьезности обнаруженных дефектов, баллон либо выбраковывается вовсе, либо предписывается его ремонтировать.
Причинами выбраковки является наличие:
- трещин в сварных швах и на поверхности емкости;
- механических деформаций баллона;
- следов коррозии, царапин и потертостей на лакокрасочном покрытии корпуса баллона если их глубина 10% и более от толщины стенок корпуса.
Периодичность освидетельствования баллонов ГБО
- Пропан-бутановые баллоны подлежат освидетельствованию раз в 2 года,
- метановые из легированной стали – раз в 5 лет,
- метановые из углеродистой стали – раз в 3 года,
- в том случае, когда объем баллона более 100 л, освидетельствование производится в сроки, указанные в его техпаспорте.
Помимо плановых освидетельствований баллоны ГБО подлежат проверке при обнаружении:
- неисправностей в ходе эксплуатации;
- нарушений герметичности сварных швов и запорной арматуры;
- повреждений более 10 % обшей площади лакокрасочного покрытия корпуса.
Каким обязательным требованиям должен соответствовать предъявленный на проверку баллон
Технические требования установлены соответствующими нормативными документами. Для пропан-бутановых баллонов это руководящий документ РД 03112194-1094-03, для метановых – РД 03112194-1095-03, они утверждены Минтрансом РФ в 2002 году. Прежде чем в установленные сроки предъявлять баллоны на специальные пункты освидетельствования, следует осуществить их самостоятельный осмотр на предмет соответствия требованиям указанных руководящих документов.
Баллоны должны:
- иметь не истекший срок нормативной годности;
- быть очищенными от внешних загрязнений;
- иметь конструкцию в зависимости от типа резервуара, соответствующую нормативным требованиям;
- быть оснащены арматурой (наполнительной, расходной и пр.), предусмотренной их конструкцией;
- не иметь внутри остатков газа.
В освидетельствовании баллона ГБО будет отказано, если:
- на корпусе баллона имеются трещины, вмятины и прочие механические повреждения,
- превышающие 10 % толщины стенок;
- частично или полностью отсутствуют паспортные сведения;
- просрочена дата аттестации;
- вышел срок годности по нормативу.
Порядок проведения освидетельствования баллона ГБО
Освидетельствование бллона ГБО происходит в четыре этапа, по его результатам на баллоны наносится положенная маркировка.
Подготовка баллона к проверке: перед испытаниями корпус баллона и запорная арматура очищаются от загрязнений, из резервуара удаляют остатки газа. Затем емкость очищают паром под высоким давлением. Подготовка завершается проверкой газоанализатором для выявления остатков газа.
Визуальный осмотр: баллон осматривают снаружи и внутри с целью обнаружения любого рода повреждений и дефектов, снижающих его прочность. При выявлении трещин, сколов и следов коррозии – баллон подлежит ремонту либо выбраковке.
Гидравлическое испытание: тестирование проводится в бронекамере. Если таковой не имеется, баллон помещается в специализированное ограждение, наполняется жидкостью (обычно это вода), имеющей комнатную температуру, и подвергается нагрузке под давлением 25 атмосфер. Под давлением резервуар выдерживают 2 минуты (рекомендуемое время, как правило, указано в техпаспорте изделия), после чего снижают до рабочего в 16 атмосфер. Затем повторно осматривают поверхность корпуса и швы. При обнаружении любых механических деформаций баллон выбраковывают либо предписывают ремонт. По окончании тестирования резервуар сушат горячим воздухом.
Пневматическое испытание: баллон тестируют, приведя его в рабочее состояние вместе с запорной арматурой и наполнив воздухом. Целью является обнаружение утечек в резервуаре и дополнительном оборудовании. Для этого баллон погружают в воду, наполняют воздухом под давлением 16 атмосфер и оставляют на 2 минуты либо время, указанное в техпаспорте изделия. Появление пузырьков говорит о том, что баллон негерметичен. Если утечка обнаружилась в запорной арматуре, ее отправляют в ремонт либо заменяют новой, затем испытание повторяют.
Результат испытаний: освидетельствованный баллон маркируют согласно нормам с соблюдением правил нанесения надписей. На шильдик завода-производителя чеканкой наносят:
- клеймо пункта, осуществившего проверку,
- дату освидетельствования и дату проведения очередных испытаний.
Клеймо чеканится одной строкой арабскими цифрами высотой не менее 8 мм. Иногда дата очередной проверки дублируется надписью белого цвета на участке корпуса, специально окрашенном красной эмалью. Также на корпус баллона белой краской наносятся предупреждающие надписи.